Natalya (natashkinus) wrote,
Natalya
natashkinus

Category:

Одна из главных особенностей ума...

На днях вспоминали Юрия Михайловича Лотмана. Ну как вспоминали? В который раз пыталась передать свои впечатления от его лекций. Да, мне повезло учиться в Тарту во времена Лотмана. И я всегда говорила, что другого такого яркого, нестандартно мыслящего человека и блестящего преподавателя мне встретить не довелось. А тогда – было это то ли в 1984 году, то ли в 1985 – он читал нам лекции о жизни русского дворянства конца XVIII - начала XIX века. Восхищала не только его невероятная эрудиция, не только все эти детали и подробности повседневной жизни человека XVIII века, которыми он щедро делился со студентами-филологами и вольнослушателями вроде меня. Восторг вызывала невероятная легкость его мысли, которая могла свободно улететь в любом направлении, порезвиться на других лугах, но всегда возвращалась ровно в ту же точку, откуда унеслась, и Юрий Михайлович, хмыкнув, продолжал свой рассказ как ни в чем не бывало.

Уже тогда я понимала, что передо мной человек необыкновенный, и что это вообще-то счастье и невероятная удача – видеть, слышать, совпасть во времени и пространстве. Масштаб личности ощущался в каждом слове, в каждой интонации. При этом Лотман никогда не разговаривал свысока, не поучал, наоборот, как-то ненавязчиво и незаметно превращал нас, слушателей, в собеседников, рассуждал вместе с нами, подводил нас к каким-то выводам.

Это был человек с молодой и очень живой душой; «неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь» – это про него. Такими, наверное, были Моцарт и Пушкин, и вот эту его особенность совсем не передают фотографии, ни одна из них. К счастью, остались фильмы...

А сегодня поняла, что Юрий Михайлович был не просто прекрасен и велик. Думаю, многие уже прочитали нетривиальное определение умного человека из письма Лотмана к Юрию Векслеру, которое гуляет по сети с легкой руки Шендеровича, на странице которого и появилось. Но вдруг кто-то еще нет. История там такая: Векслер сочинял спектакль о последних днях Пушкина для студии Марка Розовского и написал Лотману, и Лотман ответил незнакомому молодому человеку.

Письмо Юрия Михайловича интересно и само по себе, но вот эти слова из него – это же о самом Лотмане, каким я его запомнила:

«…одна из главных особенностей ума - это то, что он имеет минимум внешних проявлений. Он проявляется негативно: в отсутствии банальности, в отсутствии эффектов и во многих отсутствиях того, из чего строится наше обычное поведение, наша неощущаемая нами глупость».

А вот все письмо целиком:

"Уважаемый Юрий Борисович!
...Тема "Последние дни Пушкина" очень трудна, и я с некоторым беспокойством думаю о ее воплощении на сцене. Ведь даже у Булгакова не получилось... Правда, после того, как на эту тему поставили в Ленинграде балет, где Пушкин пляшет с Натальей Николаевной и еще одной плотненькой дамой, которая оказывается его музой, кажется все возможно. Ведь фигурируют же в пьесе Штейна "Версия", изображающей отношения Блока, Андрея Белого и Любови Дмитриевны "Саша", "Андрюша" и "Люба", когда даже школьники знают, что Андрей Белый - это литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, которого Блок, конечно, называл Борей.
Не думайте,что я решил пошутить по поводу Вашего замысла или осудить его "в зерне" - мне просто хотелось бы, чтобы Вы почувствовали его серьезность и трудность.
Особенно трудны именно последние дни Пушкина для нашего понимания: по сути дела, мы очень мало о них знаем. Самое деликатное здесь - семейные дела Пушкина. Именно эта сфера,требующая особой тонкости и такта (разве то обстоятельство,что человек - великий поэт и,кроме того, умер и не может сам себя защитить, дает нам моральное право делать его жизнь в наиболее трагические минуты предметом домыслов и сплетен? А ручаюсь Вам, что значительная часть написаного по этому поводу имеет достоверность сплетни).
Мы,которые считаем смерть высочайшим несчастьем ("самое дорогое,что дано человеку, это жизнь..."), а честь, хотя уже не именуем "феодальным предрассудком", но в сути ее разбираемся не больше, чем в обычаях какого -либо африканского племени, беремся понять, что испытывал человек перед дуэлью или у барьера. Приведу Вам один пример. Среди берестяных грамот Новгорода ХП в. есть такая:сестра пишет брату (раз пишет на бересте, то, вероятнее всего, простая новгородка из посада), что ее на улице обозвали коровой (верояно, описка - "курвой","корвой"), а защитить ее честь некому. Пусть брат приедет и разберется и накажет обидчика, а, если ее обругали с основанием, то ПУСТЬ УБЬЕТ ЕЕ.
Жить без чести нельзя - это уже не жизнь. А Ваши зрители убеждены, что "брань на вороту не виснет" - поговорочка последующих эпох - и что, если изматерили, а морду не набили, то и волноваться не из чего. Да и с битой мордой жить можно.
Другая трудность - сознание зрителей захламлено штампами:они знают, что «Пушкин - жертва самодержавия" или еще чего-либо, но обязательно «жертва». А как трудно дать Дантеса (антиштампы так же вредны, как и штампы)! Как показать его безупречным красавцем с благороднейшими манерами, обаятельным и даже великодушным, добрым малым - и только заурядным, совершенно не оригинальным, никогда не бывающим странным, всегда делающим только то и именно то, чего от него требуют приличия и ждут люди света. А сами эти люди света - не чудовища, не злодеи и не "жадную толпой стоящие у трона" ( стоять-то стоят, но с каким искренним благородством, как красиво и даже с какой культурой жизни и общения! ) только тоже заурядны и боятся человеческого достоинства, как колли и гончие боятся и сторонятся дворняжек (у дворняжек есть достоинство и уважение к себе, а у колли - уважение к своей породе). А уж как играть Пушкина? И кому? Очень трудно ... Но за смелого Бог. Если получится, я первый с Вами порадуюсь.
Желающий Вам удачи Ю.Лотман
Тарту 25.11.83
P.S. Самое трудное для воспроизведения в характере Пушкина - то, что он был ОЧЕНЬ УМЕН. Изобразить "гения" еще можно, но как изобразить умного человека? Старые друзья - Жуковский, Вяземский и пр. - видели в Пушкине то, что привыкли видеть в нем смолоду: талант, живость, восприимчивость и считали неглубоким. Но те, кто знакомились с ним в 1830-е гг. и были свободны от воспоминаний, воспринимали его, прежде всего, как необычайно умного человека, чья главная жизнь сосредоточена в мысли. А одна из главных особенностей ума - это то,что он имеет минимум внешних проявлений. Он проявляется негативно: в отсутствии банальности, в отсутствии эффектов и во многих отсутствиях того, из чего строится наше обычное поведение, наша неощущаемая нами глупость. Поэтому все «пушкины» на сцене, экране и в романах, которых я встречал до сих пор, были похожи на него, как провинциальные актеры на Гамлета нашего воображения."

P.S. Основной целью этого поста в ЖЖ было проверить, остались ли здесь живые люди, которых нет на фейсбуке, связь с которыми потеряна. Если кто-то видит этот пост, помнит меня и хотел бы найтись - отзовитесь.
Subscribe

  • Борис Чичибабин. «Между родиной и небом»

    Еще один специальный выпуск «Сделано в NY»: Полина Брейтер рассказывает о своем давнем друге – прекрасном человеке, гражданском и…

  • Сделано в NY: «И, слово, в музыку вернись...»

    В этот заброшенный журнал, откуда ушла на фейсбук, сохранив связь с двумя десятками здешних френдов, я заглядываю редко. Но здесь остались люди, с…

  • День такой-то

    Прочитала интересную статью в американском журнале «Экономист» о зависимости счастья от возраста. Автор ее утверждает, что жизнь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Борис Чичибабин. «Между родиной и небом»

    Еще один специальный выпуск «Сделано в NY»: Полина Брейтер рассказывает о своем давнем друге – прекрасном человеке, гражданском и…

  • Сделано в NY: «И, слово, в музыку вернись...»

    В этот заброшенный журнал, откуда ушла на фейсбук, сохранив связь с двумя десятками здешних френдов, я заглядываю редко. Но здесь остались люди, с…

  • День такой-то

    Прочитала интересную статью в американском журнале «Экономист» о зависимости счастья от возраста. Автор ее утверждает, что жизнь…